Т10М — собирательное обозначение семейства промышленных гусеничных тракторов тягового класса 10 общего и специального назначения, предназначенных для эксплуатации во всех климатических зонах. Тракторы Т10М с этой целью выпускаются во множестве (около 80) различных модификаций и комплектаций. Производство тракторов семейства Т10М начато с июля 2003 года. Тракторы нового семейства — это результат работы Челябинского тракторного завода по повышению качества, технического уровня, надежности и унификации своих предшественников — тракторов Т-170М1 и Т-10.02. Объем накопленных технических решений, реализованных в производстве, позволил перейти на выпуск более совершенного трактора Т10М. Базовой моделью этого семейства является трактор Т10М.0000.
Двигатель
Применяемый на тракторах Т10М двигатель Д180 при увеличенной до 180 л.с. мощности и повышенном до 25% запасе крутящего момента повысил эффективность использования землеройных агрегатов. Три ступени мощности модификаций двигателя также способствуют рациональному применению его. Возможность работы двигателя на различных видах топлива (дизельное, керосин, газоконденсат) делают трактор и агрегаты на его базе весьма эффективными в различных регионах. Двигатель в зависимости от условий эксплуатации может комплектоваться различными системами пуска: электростартерной и карбюраторным пусковым двигателем. Предусмотрена возможность комплектации предпусковым подогревателем и другими средствами облегчения пуска, что позволяет эксплуатировать двигатель в климатических зонах с температурой воздуха до минус 50 °С.
|
Модель |
Д180.111-1 (Д-160.11) |
|
Тип двигателя |
Четырехтактный дизельный,с турбонаддувом, многотопливный |
|
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) |
132 (180) при 1250 об/мин (индекс мощности — «0″)103 (140) при 1070 об/мин (индекс мощности — «2″) |
|
Запас крутящего момента, % |
не менее 25 |
|
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт (г/л.с.ч) |
не более 218 (160) |
|
Количество цилиндров |
4 |
|
Рабочий объем, л |
14,48 |
|
Диаметр цилиндра, мм |
150 |
|
Ход поршня, мм |
205 |
|
Система охлаждения |
жидкостная |
|
Воздухоочиститель |
двухступенчатый: первая ступень — мультициклон с автоматическим удалением пыли, вторая ступень — бумажные фильтрующие элементы |
|
Система смазки |
комбинированная с полнопоточным фильтром со сменными бумажными элементами |
|
Система пуска |
электростартерная (индекс «0″) или пусковой карбюраторный двигатель (индекс «1″) |
|
Трансмиссия
Применение трансмиссии двух типов: гидромеханической и усовершенствованной механической позволяют потребителю сделать выбор в зависимости от конкретных условий и требований.
Гидромеханическая трансмиссия (индекс «0″)
Обеспечивает автоматическое бесступенчатое регулирование тягового усилия и скорости в зависимости от тягового сопротивления.
|
Гидротрансформатор |
трехколесный одноступенчатый |
|
Коробка передач |
планетарная, трехступенчатая, реверсивная с переключением под нагрузкой |
|
Фрикционы |
многодисковые, постоянно замкнутые, сухого трения, с гидросервированным выключением |
|
Тормоза |
ленточные, сухого трения |
|
Главная передача |
коническая с круговым зубом |
|
Бортовые редукторы |
двухступенчатые, цилиндрические прямозубые |
|
Максимальные тяговые усилия и скорости движения холостого хода базовой модели (Т10.0000)
|
Передача |
вперед |
назад |
скорость, км/ч |
тяговое усилие, кН |
скорость, км/ч |
I |
3,61 |
151 |
4,48 |
II |
6,40 |
142 |
7,94 |
III |
10,09 |
83 |
12,51 | |
|
Механическая трансмиссия (индекс «1″)
|
Муфта сцепления |
постоянно замкнутая, сухого трения, гидросервированная |
|
Коробка передач |
четырехвальная с шестернями постоянного зацепления, обеспечивает восемь скоростей вперед и четыре — назад. Выпускается в вариантах приспособленных и неприспособленных под установку вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Трансформируется в шестискоростную блокировкой первой передачи нормального и ускоренного диапазонов (для части комплектаций тракторов болотоходной модификации) |
|
Главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы такие же, как у гидромеханической трансмиссии.
Максимальные тяговые усилия и скорости движения тракторов с механической трансмиссией с двигателем мощностью 180 л.с. (при номинальной частоте вращения коленчатого вала)
|
Передача |
вперед |
назад |
норм. диапазон |
ускор. диапазон |
скорость, км/ч |
скорость, км/ч |
тяговое усилие, кН |
скорость, км/ч |
тяговое усилие, кН |
I |
2,58 |
142 |
3,07 |
122 |
3,01 |
II |
3,57 |
103 |
4,25 |
85 |
4,18 |
III |
5,20 |
67 |
6,20 |
54 |
6,06 |
IV |
8,70 |
35 |
10,40 |
27 |
10,20 | |
|
Несущая система
Рамная, сварная. Необходимая жесткость обеспечивается пространственной конструкцией корпуса бортовых фрикционов, к которому приварены лонжероны коробчатого сечения, бампером и коробкой балансирной балки, приваренных к лонжеронам. Рама болотоходной модификации имеет удлиненные лонжероны.
Ходовая система
Тележечная. Подвеска тележек — полужесткая трехточечная с жесткой балансирной балкой с микроподрессориванием. Применение такой подвески позволяет рационально использовать массу ходового аппарата при работе с бульдозерным оборудованием и более эффективно, по сравнению с традиционной рессорной подвеской, использовать бульдозерный агрегат, особенно на плотных грунтах. На рамах гусеничных тележек из труб прямоугольного профиля установлены опорные и поддерживающие катки, натяжное колесо и механизм сдавания гусеницы.
|
Количество опорных катков с каждой стороны |
6 (индекс «0″)5 (индекс «1″)7 (индекс «2″) |
|
Количество поддерживающих катков с каждой стороны |
21 (индекс «3″) |
|
Механизм натяжения |
гидравлический |
|
Ширина башмака гусеницы, мм |
500690900 (болотоходный)460 (облегченный, индекс «3″) |
|
Шаг, мм |
203 |
|
Высота грунтозацепа, мм |
65 |
|
Удельное давление на грунт, МПа |
0,076 |
|
За стандартную (основную) принята удлиненная ходовая часть с шестикатковыми тележками (вместо традиционных для тракторов ЧТЗ тягового класса 10 пятикатковых). Применение ее существенно улучшает тягово-сцепные свойства и повышает производительность бульдозерно-рыхлительного агрегата. Семикатковые тележки применяются на тракторах для работы на слабых почвах («болотоходных»). Совместно с башмаками шириной 900 мм они обеспечивают значительно пониженное удельное давление на грунт. Семикатковые тележки применены и на тракторах, используемых в качестве базы под трубоукладчики ТР12 и ТР20 и под прицепной кран КП-25.
Электрооборудование
|
Номинальное напряжение, В |
24 |
|
Генератор переменного тока 966.3701 |
мощностью 1 кВт, с выпрямителем и электронным регулятором напряжения |
|
Аккумуляторные батареи6СТ-182ЭМС, шт. |
2 |
|
Стартер 251.3708, мощность,кВт |
8,2 |
|
Кабина
|
Каркасная, установленна на виброизолированной платформе, имеет современный дизайн. Большая площадь остекления, удобное расположение органов управления, подрессоренное, регулируемое по весу и росту оператора, сиденье, отопитель калориферного типа, солнцезащитные шторки и др. обеспечивают повышенную комфортность при работе.На изготовленной в травмобезопасном исполнении панели приборов установлены указатели и сигнализаторы, позволяющие оператору контролировать работу всех основных систем трактора.Защитный каркас кабины (ROPS-FOPS) защищает оператора при опрокидывании и от падающих предметов.По заказу потребителя может быть оснащена кондиционером. |
|
Гидравлическая система
Раздельно-агрегатная гидравлическая система с насосом шестеренного типа. Конфигурация гидросистемы в зависимости от устанавливаемого навесного оборудования. Основной гидронасос шестеренного типа НШ-100 установлен на двигатель и приводится от его шестерен распределения. Полнопоточный фильтр с фильтрующими элементами «Реготмас» имеет тонкость очистки 25 мкм и установлен на трассе слива. Гидрораспределитель Р160, трехзолотниковый, трехпозиционный.
|
Номинальное давление в системе, МПа |
16 |
|
Давление настройки предохранительного клапана, МПа |
18 — 20 |
|
Гидроцилиндры передней навесной системы: |
|
- диаметр гидроцилиндра, мм |
100 |
|
- диаметр и ход штока, мм |
60х800 |
|
Гидроцилиндр перекоса отвала: |
|
- диаметр гидроцилиндра, мм |
160 |
|
- ход штока, мм |
200 |
|
Гидроцилиндр рыхлителя: |
|
- диаметр гидроцилиндра, мм |
160 |
|
- ход штока, мм |
450 |
|
Заправочные емкости
|
Топливный бак, л |
300 |
|
Система охлаждения, л |
60 |
|
Система смазки двигателя, л |
32 |
|
Коробка передач и задний мост, л - гидромеханической трансмиссии - механической трансмиссии |
9050 |
|
Бортовой редуктор (каждый), л |
12 |
|
Гидравлическая система, л |
100 |
|
Дополнительное оборудование
По требованию потребителя на трактор может быть укомплектован следующим дополнительным оборудование:
|
- предпусковой подогреватель двигателя ПЖД-30; |
|
- кондиционер; |
|
- защита ходовой части; |
|
- защита трансмиссии; |
|
- защитный каркас кабины; |
|
- ледоходные шпоры; |
|
- асфальтоходные башмаки; |
|
- предпусковой обогреватель; |
|
- утеплительный чехол капота; |
|
- система прямого электростартерного пуска. |
|
Габаритные размеры
Габаритные размеры тракторов Т10М всех модификаций и комплектаций укладываются в железнодорожный габарит.Базовая модель имеет габариты, мм:
|
Длина, мм |
4210 |
|
Ширина, мм |
2480 |
|
Высота, мм |
3250 |
|
Колея, мм |
1880 |
|
База, мм |
2880 |
|
Колея тракторов болотоходных модификаций — 2280 мм. Ширина — 3230 мм.База тракторов с гусеничными тележками:- пятикатковыми — 2517 мм- семикатковыми — 3225 мм.
Масса
Масса серийных моделей тракторов семейства Т10М находится в диапазоне 14100 — 16760 кг:
|
базовая модель |
15990 кг |
|
облегченный трактор |
13000 кг |
|
база под трубоукладчик |
17700 кг |
| |